Консультации музыкального руководителя | Структурное подразделение №146

Главная

Консультации музыкального руководителя

                                               БАБУШКИНЫ ПОТЕШКИ

01.03.2018                                                                                                    Собко Л.С.

Узнать нежный вкус родной речи ребенку помогают милыенезатейливые песенки и прибауткистишки и считалочки. В фольклорном багаже нашего народа их сохранилось немало.От тогокакая речевая среда окружает малыша с первых дней жизниво многом зависит его собственная речь: как она будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшемМудрые мамы с первых дней жизни ребенка поют ему песенки и даже ведут „серьезныеразговорыНе беда, что малыш пока не может ответить словамиВсему свое времясначала кроха принимает ваши сигналыгулитучится управлять интонацией, а там и залепечет.
Читать далее
 
 
Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

06.02.2018                                                                 Собко Л.С.- музыкальный руководитель

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английскийиспанскийсекция по плаваниюбалет и прочая, и прочая ...
 Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители.

Читать далее

 

 

Почему дети не поют?

21.01.2018                                                                                                             Собко Л.С. 

Один из компонентов музыкального слуха — умение чисто, без фальшипеть — во многом зависит от тогопоющая ли у ребенка мамаДело в том,  что слух развивается только вместе с голосомЕсли мама не поет вместе с ребенкомон просто не научится это делатьНапевая вместе с мамой простую песенкуребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две нотыпотом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информациюзапоминает, как работает голосовой аппаратсмотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения

Читать далее

 

Помогите разобраться в эмоциях

05.12.2017                   Собко Л.С. -муз.руководитель 

Дети в пять-семь лет не умеют скрывать эмоции. Когда ребёнок в этом возрасте воспринимает музыку, другими словами, когда му­зыка вызывает у него те или иные эмоции (умиротворение, спокой­ствие, радость, печаль, грусть, страх и т. д.), это видно сразу. На­строение написано на его лице. Но иногда с первого раза музыка не воспринимается малышом. Не доходит до него. И тогда вы можете сориентировать его. Например, вопросами, которые помогут ребён­ку как бы заново услышать ту или иную музыку. Погрузиться в неё.

Допустим, вы прослушали вместе с сыном или дочкой всё ту же «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Не в первый раз обращаемся к этой пьесе, так как её музыкальное выражение (капающие слёзки) хорошо понятно малышам. Вот примерный перечень вопросов, которые вы могли бы задать ре­бёнку:

•       Какая это музыка, весёлая или грустная?

•       Какими ещё словами, кроме «грустная», можно определить на­строение музыки?

Дети умеют иногда найти интересные определения. Одна девоч­ка сказалаосенняя, одинокая.

•       Какое место пьесы особенно взволнованное? Подними руку, ког­да его услышишь. В середине пьесы происходит некоторое нарас­тание звучания и усиление эмоций. Важно, чтобы ребёнок это нарастание почувствовал.

•       Ты бы грустила (обращаемся к девочке, так как мальчики редко играют в куклы), если бы у тебя заболела кукла?

•       Какая тебе нравится больше музыкавесёлая или грустная? Как ни странно, ответы в нашей практике распределились примерно поровну. Некоторые дети отвечают: «Мне всё равно».

•       Ты бы хотел(а) послушать пьесу ещё раз?

Здесь большинство юных респондентов отвечает: «Да. Только в другой раз». Видимо, грустных эмоций на сегодня было доста­точно.

•       Если бы нужно было придумать название пьесы, как ещё её мож­но назвать?

Некоторые из опрошенных затруднялись с ответом. Им казалось, что название, данное Чайковским, единственно возможное. Но были и ответы: «Мама ушла», «Плохое настроение», «На улице дождь» и др

 

 «Классическая музыка детям»

30.11.2017  Собко Л.С.

На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка. Ещё в дошкольном возрасте можно использовать музыкальные игры для детей, которые не только прививают любовь к музыке, но и учат отличать истинное искусство от подделки. Для этого следует использовать специальные методики и способы. Так как именно этот возраст является самым подходящим для восприятия всего прекрасного, важно учитывать, чтобы классическая музыка для детей была разнообразна. Ребенку будет полезно послушать как весёлые и лёгкие композиции, так и серьёзные, глубокие. А посещение концерта классической музыки для детей не пройдёт бесследно, впечатление от услышанного останется надолго.

Преимущества знакомства ребенка с классической музыкой

Изучение или просто регулярное прослушивание классической музыки: - позволит расширить познания в музыке, - будет способствовать поддержанию интереса к музыке, - побудит детей проявлять свои эмоции в творческой деятельности. Без сомнения, для детей полезно слушать классику, ведь им хочется потом выражать свои впечатления в рисунке, образном слове, различных инсценировках. И не важно, будет это музыка Моцарта для детей, Чайковского или Глинки. Дети становятся более эмоционально отзывчивыми, учатся сопереживать музыке, а значит, и всему окружающему. И, конечно, для детей полезна классика потому, что она расширяет их знания в мировой музыкальной культуре разных стилей и эпох. Ребенок, который с детства познакомился с классическими музыкальными произведениями, будет обладать утончённым вкусом, что поможет ему и в дальнейшей взрослой жизни. Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности.

Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает.  На музыкальных занятиях дети часто слушают музыку.  Это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры). То есть, ту музыку, которая выполняет важную и часто прикладную роль.

Однако с третьего года жизни желательно слушать именно классическую музыку для малышей.

Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке.

Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского. Такие пьесы, как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов. Они часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена   вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам.

Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.

Слушайте классическую музыку с малышами в детском саду, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется «классикой короля». В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психических заболеваниях.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Так, по данным современных исследователей, классическая музыка для дошкольников способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.

Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они успокаивают, приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон.

 

Обогащение словаря детей  средствами музыкальной деятельности

15.10.2017                                                                                        Муз. руководитель Собко Л.С.

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку, распространяется и на речь ребёнка. Он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.

            Характеризуя музыкальное произведение, ребёнок использует большое количество прилагательных. Например в описании произведений П.И.Чайковского, «Болезнь куклы» и «Новая кукла», они употребляют до одиннадцати прилагательных: музыка не только грустная и печальная, она тоскливая, одинокая, жалостливая; «Новая кукла» – весёлая, счастливая, хорошая, светлая, солнечная, радостная и т.д.

            Музыка помогает развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса.

            Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребёнка к сочинительству, речевому творчеству. По мотивам произведения «Полёт шмеля» дети старшего возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы.

            Музыка, как искусство интонации, естественным образом знакомит детей с интонационной выразительностью в речи, тембром, темпом, ритмом.

Музыка может стать ключом, откроет детские уста, вызовет желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, музыкальными впечатлениями. Расширяется словарный запас такими словами как: аккорд, аккомпанемент, ансамбль, гармония, жанр, интонация, мелодия, пауза, ритм, темп, вокал, дикция, мелодия, запев, припев, вальс, бульба, галоп, мазурка, менуэт, полька, хоровод, ковырялочка, переменный шаг, мелодия, многоголосие, металлофон, гармонь, виолончель, скрипка, саксофон, рояль, арфа, гитара, кастаньеты, тромбон, рожок, синтезатор.

            Я стараюсь выделить четыре основные задачи для обогащения словаря детей:

Обогащение словаря новыми словами.

Закрепление и уточнение словаря(так как дети не знают точного значения).

Активизация словаря.Усваимые  детьми слова делятся на две категории                                                                                                                               - пассивный (слова ребёнок понимает, не употребляет),                                                - активный – сознательно активно употребляет в речи. В работе важно, чтобы слово новое вошло в активный словарь ребёнка.

В музыкальной деятельности стараюсь в играх, сценках, сказках развивать у детей образную речь, используя загадки, пословицы, потешки, слова с кубанским колоритом.

Важную роль играют музыкально – словесные игры, дидактические игры, театрализованные игры, наглядный материал, показ кукольного театра.

 

            

Роль классической музыки в становлении

личности ребенка

15.09.2017                                                                               Собко Л.С.

Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожалению, это наше упущение, что большинство детей не слушают и не понимают классическую музыку.

Однако не все еще так безнадежно. Постепенно можно привить ребенку если не любовь, то хотя бы в какой-то степени уважение к этому виду искусства. И вовсе не обязательно для этого ходить в музыкальную школу. Для начала достаточно будет купить пару дисков с записями классических произведений и ненавязчиво ставить их для фона. Детей постарше можно сводить на концерт в консерваторию, на балет или в оперу.

Читать далее

 

«Музыкальный фольклор»

04.08.2017                                                                                           Собко Л.С. 

 

«…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,

САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ

ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,

ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО

НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…

В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО

ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».

М.И. КАЛИНИН.

 

 

Сегодня к числу актуальных задач всей системы образования относится задача формирования цивилизованного этнокультурного сознания, способствующего социокультурной самоидентификации личности. Очевидна необходимость в восстановлении утраченных связей современного человека с культурой своего народа, формировании этнического самосознания, которое выражается не только в знании традиций своего народа, но и умении связать традицию с современностью, видении перспективы развития принципов народной педагогической культуры в соответствии с запросами современного воспитания и образования.

Читать далее

 

МАЛЫШ И МУЗЫКА

10.07.2017                                                                               Собко Л.С.

Вы наверняка замечали, что большинство маленьких детишек очень  любят слушать музыку.  И мы, смотря на них, часто задаем себе вопрос: «А захочет ли  мой ребенок заниматься музыкой серьезно? Сможет ли мой ребенок стать музыкантом? »  Безусловно, талант и природная одаренность ребенка играет большую роль, но и нельзя забывать и о роли окружающих взрослых, о нас с вами, которые могут оказать большую «поддержку» юному таланту.Присмотритесь внимательно – наш мир полон разных звуков.  Они окружают нас вездедома, на улице, на природе. Прислушайтесь к ним, научитесь вместе с малышом их слышать, различать. И вы заметите, что  все вокруг имеет свою закономерность, любой звук имеет свой ритм. Вам  же останется только его выделить.Читая стихотворение своему малышу, постарайтесь делать акцент на ударных словах, при этом можно подкидывать малыша на своих коленях. Когда вы укладываете ребенка спать, покачайте его в ритм песни или нежно, в ритм, поглаживайте его по головушке.Последите за своим малышом: вот он взял кубики и начал стучать друг о дружкупросто забава? Вы можете превратить её в интересную и веселую  музыкальную игру. Постучите, поиграйте вместе с ним, включите музыку,  и получится замечательный танец - игра.  Увлекайте ребенка танцем, похлопайте вместе с ним в ладошки, потопайте ножкой, выполняйте простые, незамысловатые движения. Это будут незабываемые минуты радости для малышада и для вас тоже.

Танцуйте, играйте, слушайте  и радуйтесь вместе со своим малышом!

 

 

«Форма одежды на музыкальных занятиях и праздниках»

30.05.2017                                                                                                              Собко Л.С.

Дети с радостью ходят на музыкальные занятия. От того, в какой одежде они присутствуют на занятиях, зависит их комфорт и эмоциональное состояние. Неудобная обувь и одежда мешает ребятам двигаться свободно. Часто в результате этого ребенок не может выполнить то или иное танцевальное движение, начинает стесняться, расстраиваться, что у него ничего не выходит

Читать далее

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста

              13.04.2017                                 Собко Л.С.

Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние
 
Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения

 

Читать далее

 

Поем с детьми.

22.03.2017                                                     Собко Л.С.

Музыкальное воспитание детей требует от взрослых специальной подготовки. Там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для рассвета дарований ребенка. Но если этого нет? И в этом случае родителям доступно многое.

Читать далее

 

Влияние музыки на психику ребенка.

09.02.2017                                                             Собко Л.С.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния - от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии.

Читать далее

Домашний театр

25.01.2017                                             Собко Л.С. -музыкальный руководитель

Как сделать так, чтобы общение с ребенком было не только не  в тягость, и в радость для всех? Один из самых приятных и проверенных способов - домашний театр. Любой праздник - повод попробовать свои силы в этой игре! Подготовку начните прямо сейчас. Не пожалеете: успех гарантирован!

Читать далее

 

 

                                                                                                            

                                                                                                           Федоренко Е.А. 

БАБУШКИНЫ ПОТЕШКИ

07.11.2014

Узнать нежный вкус родной речи ребенку помогают милые, незатейливые песенки и прибаутки, стишки и считалочки. В фольклорном багаже нашего народа их сохранилось немало.От того, какая речевая среда окружает малыша с первых дней жизни, во многом зависит его собственная речь: как она будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. Мудрые мамы с первых дней жизни ребенка поют ему песенки и даже ведут „серьезные" разговоры. Не беда, что малыш пока не может ответить словами. Всему свое время: сначала кроха принимает ваши сигналы, гулит, учится управлять интонацией, а там и залепечет.
 
Читать далее
 

 

 

 

 

 

 

 

Департамент образования

администрации  МО г. Краснодар

 

Краевой ресурсный центр

 

"Единое окно доступа к

образовательным ресурсам"